В 2019 году дизайнер Нери Оксман и ее группа из Массачусетского технологического института представили революционный проект. Биотехнологическое новшество под названием «Агуахойя» стал финальным аккордом многолетних разработок в сфере материаловедения и робототехники.

На фотографии вы видите объект, напечатанный роботами на 3D-принтере. Он создан не из привычного материала, а уникального биокомпозита на основе целлюлозы, хитозана и пектина. Скульптура уже куплена и представлена в Музее современного искусства Сан-Франциско. Второй такой же объект (Aguahoja II) выступил в роли экспоната Триеннале дизайна в Нью-Йорке.

Оба объекта — наглядная иллюстрация достижений в области переработки материалов и робототехники.

Миллиарды тонн произведенного пластика во всем мире выброшены в природу. Только 10% пластика на данный момент переработано. Остальная масса заполняет океаны, нарушает экосистемы и неизбежно ведет к гибели всей планеты. Нери Оксман нашла ответ, вдохновившись самой природой. Она сфокусировалась на создании альтернативных материалах, которые, как говорится в священных писаниях, переходят «от воды к воде».

Основу этих материалов составляют биокомпозитные частицы, которые считаются одними из самых распространенных биополимеров на планете. Для производства можно использовать огромное количество исходников: экзоскелеты насекомых, ветки деревьев, фрукты и даже человеческие кости. Выбор “биотоплива” достаточно велик.

Верхний слой объекта состоит из хитозана и целлюлозы, нижний — из яблочного пектина. Все части созданы с помощью 3D-принтера. Создатели имеют возможность менять жесткость и оттенок материала, степень прочности и прозрачности. Объект реагирует на температуру и влажность. Таким образом, материал можно запрограммировать и создавать разные вариации объектов. Главное, что материал может быть подвержен вторичной переработке — его на 100% можно использовать снова! Можно сказать, что этот биоматериал — абсолютная противоположность пластику, который планета отвергает, как инородное тело.

Создатели утверждают, что материал на водной основе программирует и проектирует себя, как поступает и сама природа. Как говорится в первом пресс-релизе, структура биокомпозитов сама по себе служит фильтром для окружающей среды. Она призвана сливаться с природой в единое целое, а не нарушать природный баланс. Водная основа материала делает его уникальным и прогрессивным, открывая безграничные возможности для дизайна, строительства и всех сфер жизни человека.

Биоматериалы способны растворятся в воде с минимальным влиянием на экосистему. По сути, разложение происходит по аналогии с другими органическими материалами. Вещества возвращаются в природу, чтобы использоваться снова и создавать жизнь.

Создатели берут пример с самой природы. Она не производит, а выращивает свои творения. Биокомпозиты рождаются точно также: программируются и выращиваются. Материал меняет свои свойства, реагируя на температуру и влажность. Он объединяет в себе искусственное и естественное, гармонично вписываясь в мир человека и природы.

Одна из главных задумок группы Нери Оксман заключается в том, что биокомпозитные объекты могут меняться в зависимости от времени года. Даже небольшие изменения в составе под воздействием внешней среды будут влиять на их структуру и распад.

Что ждет этот проект в будущем? Мы можем только предполагать. Будем надеяться, что разработки Оксман найдут отклик и будут применяться для масштабного, более экологичного производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *